В марте 2021 года московский фонд «Защити детей от наркотиков» провёл опрос о наркотиках и алкоголе среди молодежи. Результаты оказались неожиданными – молодежь думает иначе, чем некоторые специалисты в области профилактики наркомании.

Опрос был проведен среди более 300 подростков 12-19 лет через онлайн-сервис Google. и направлен, в первую очередь, на то, чтобы выяснить характер информации, предоставляемой в рамках профилактики наркопотребления и на его результатах, создать эффективный антинаркотический ролик.

Среди специалистов в области профилактики существуют различные мнения о том, как должна проводиться профилактика. Кто-то считает, что не нужно рассказывать о последствиях употребления и акцентировать внимание на негативных моментах, кто-то видит необходимым ориентировать молодежь на занятия спортом, а кто-то убежден, что само просвещение о вреде наркотиков повышает интерес к ним. 

 Какая информация должна быть в антинаркотическом ролике, чтобы вы его досмотрели до конца, и чтобы он вас «зацепил»?
Ответы на этот вопрос показал, что молодежь больше заинтересуют негативные последствия употребления и жизненные примеры тех, кто столкнулся с проблемой наркомании. Официальная статистика органов, “креативый подход”, как оказалось, молодому поколению не интересны. Важности пропаганды здорового образа жизни и альтернативным занятиям  отметило небольшое количество опрошенных.
 Так выглядят результаты вопроса полностью.
 34% -Последствия употребления, а также информация о вреде наркотиков, действие наркотика на организм.
8% – Реальные истории из жизни, истории людей, которые столкнулись с этим.
10% – Не знаю/ нет ответа. 
4.6% – Смерть от наркотиков.
4% – Видео людей из жизни / В видео должны рассказать о вреде наркотиков и чем это может закончиться/ Что происходит с людьми во время приема наркотиков (реальные фото и
видео). 
3% – Никакая. 
7% – Что-то новое, необычное/ с использованием современного сленга/ Креативный подход. 
2.5% – Статистика/ Статистика задержаний дилеров/ Статистика, показывающая влияние
наркотиков на общество. Реальные случаи зависимости/ Статистика по России и городам/
Факты, статистика, и другая информация, основанная на достоверных данных.
2.5% – Где получить помощь и поддержку, если такое случилось/ Каким образом обычный
человек может реально помочь наркозависимому.
2% – Какие наркотики самые опасные/ Виды наркотиков.
2% – Дать альтернативу/ О жизни и целях/ О нашей жизни/ Пропаганду ЗОЖ.
 Далее был задан следующий вопрос. Его целью ставилось выяснить мнение подростков относительно информации, способной остановить распространение наркомании.
 Какая информация, с вашей точки зрения, поможет остановить распространение наркомании, пьянства и психоактивных веществ?
 На первом месте также оказались информация о последствиях, вреде наркотиков, пагубном влиянии и так далее. На втором оказался ответ “Я не знаю” – здесь гораздо больше участников, чем в первом вопросе, не смогли дать ответа. Замыкает тройку примеры людей с зависимостью и рассказ, как люди потеряли всё в своей жизни.
Цифры следующие:
20% – Информация о последствиях/ О вреде наркотиков/Влияние алкоголя на тело/ Информация о влиянии на организм/ Проблемы со здоровьем и так далее. 
16% – Не знаю/ Нет ответа.
11% – Примеры людей с зависимостью/ Реальные примеры из жизни людей. Рассказать, как
некоторые люди потеряли все в своей жизни, показать их жизнь до и после/ Надо
приводить жизненные примеры, которые реально происходили, даже если не с вашими
знакомыми, а с реальной информацией и реальными фактами. 
7% – Социальные ролики/ Видеоролики/ Пропаганда в СМИ. 
6% – Никакая/ Ничего уже не поможет/ Никакая. Если людям этого хочется, то их не остановит любая информация.
5% – Смерть.
7% – Найти новые развлечения/ Нужно дать альтернативу/ Информация по проведению досуга/ Пропаганда ЗОЖ/ О радости спорта, музыки, путешествий /Книжки, лекции.
8% – Законы правительства для остановки распространения наркотиков/ Информация не
поможет, нужны серьёзные методы воздействия со стороны государства/ Информация о наказании за распространение/ Более весомые наказания за продажу и употребление/ Жестокое наказание.
Также в опросе был поставлен вопрос о желании стать антинаркотическим добровольцем, на что 55% опрошенных ответили отрицательно, 27% проявили интерес к такой деятельности, 12% согласились стать, а 2% просто не знают. 
Исходя из результатов, можно сделать вывод, что молодежь, в первую очередь, желает знать о пагубном влиянии наркотиков и ( негативных последствиях их приёма) оказываемых их приемом последствиях. И это вполне обоснованно, так как именно знание приводит к пониманию и возможности контролировать предмет или область. 
Употребление наркотиков происходит главным образом в компании. Предложение попробовать исходит чаще всего от друзей и знакомых, которые могут представить всё в невинном, безобидном свете. В этом случае знание о том, что одного раза бывает достаточно для непоправимых последствий, что наркотик навсегда останется в организме и может оказать воздействие в любой последующий момент ( в любой момент жизни), может остановить человека и спасти ему жизнь. 

В профилактике наркомании существует информационный подход основанный на распространении данных о негативном влиянии наркотиков на человека. Именно его и использует фонд “Защити детей от наркотиков”. Волонтеры проводят просветительские беседы и распространяют брошюры “Правда о наркотиках”. 

За последние 3 года в Москве их было роздано около четырёх миллионов. Брошюра и текст беседы прошли психо-лингвистическую экспертизу у специалистов, аккредитованных Роскомнадзором. А новый видеоролик позволит охватить ещё большую аудиторию, тем самым предотвратить приём наркотиков и алкоголя среди подростков.